Организация процесса обучения слушателей в Автономной некоммерческой организации «Институт развития образования» (далее – АНО ДПО ИРО) осуществляется в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», Уставом АНО ДПО ИРО, образовательными программами, локальными нормативно-правовыми документами, регламентирующими организацию образовательной деятельности в Институте.
В настоящее время в соответствии с лицензией, Уставом, образовательным заказом АНО ДПО ИРО реализует
следующие уровни образования: - дополнительное профессиональное образование;
следующие виды образовательных программ: - дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки);
- программы профессионального обучения.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучение в АНО ДПО ИРО осуществляется в
очной, очно-заочной или заочной форме. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 499 срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.
В АНО ДПО ИРО установлены минимально допустимые
сроки освоения программ повышения квалификации (не менее 16 часов), сроки освоения программ профессиональной переподготовки (не менее 250 часов), сроки освоения программ профессионального обучения (от 144 часов).
Конкретные формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании в соответствии с Частью 13 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
Описание образовательной программы Образовательная деятельность АНО ДПО ИРО направлена на:
- удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды;
- формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени;
- совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
- получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации;
- ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы;
- удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте.
Таким образом,
миссия организации заключается в удовлетворении потребностей педагогических и руководящих работников, других потребителей в непрерывном образовании, становлении и совершенствовании их профессиональной компетентности.
Направленность модели непрерывного образования, реализуемой институтом:
- учитывает специфику системы образования: наличие кадровых ресурсов, запросы системы образования и общественности;
- дает возможность осуществлять опережающую подготовку работников образования к инициируемым на разных уровнях изменениям (страны, города, муниципального образования, образовательной организации, работника образования);
- позволяет формировать у педагогов профессиональные компетенции, необходимые для решения конкретных задач образования;
- мобильно реагирует на возникающие запросы и вызовы, приближает повышение квалификации и переподготовку к потребителю;
- обеспечивает быстрое и эффективное внедрение образовательных инициатив в практику;
- обеспечивает условия создания вариативной модели повышения квалификации работников образования.
Принципы деятельности АНО ДПО ИРО 1. Доступность и мобильность, предполагающие сочетание различных организационных форм повышения квалификации, обновление содержания дополнительных профессиональных программ, концентрацию ресурсов на ключевых направлениях.
2. Непрерывность повышения квалификации, выраженная в непрерывном развитии профессионализма педагога, обеспечиваемого связью курсового и межкурсового периодов.
3. Клиентоориетированность, выраженная в ориентации на требования профессиональных групп.
4. Практико-ориентированный характер повышения квалификации.
5. Развитие партнерских отношений с субъектами системы повышения квалификации.
Для сохранения лидирующих позиций в системе непрерывного образования профессорско-преподавательский коллектив института реализует
комплекс задач, определяющий основные направления деятельности организации: - разрабатывается механизм изучения спроса и предложений потребителей образовательных услуг, мониторинга качества оказываемых образовательных услуг (маркетинговая деятельность);
- обновляется содержание дополнительного профессионального образования, ориентированное на профессиональные затруднения, субъектный опыт педагогических работников городской системы образования;
- разрабатывается технологический комплекс, учитывающий специфику обучения взрослых;
- совершенствуется система диагностики и оценивания профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров;
- создается особая гуманитарная информационно-образовательная среда института, позволяющая осуществлять эффективный коучинг, диссеминацию инновационного опыта;
- формируется кадровый ресурс института (профессорско-преподавательский и методический состав), способный к системным обновлениям в образовании.
Определить уровень востребованности образовательных услуг, удовлетворяющих запросы потребительских групп (педагогические и руководящие работники образования), позволяет маркетинговая деятельность, которая включает комплексное изучение социального заказа на образовательные услуги; проектирование образовательных программ, исходя их требований потребителей и возможностей института; продвижение образовательных услуг института; проведение мониторинга удовлетворенности потребителей образовательных услуг.
В настоящее время институт осуществляет образовательную деятельность по реализации 40 дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, 12 дополнительных профессиональных программам профессиональной переподготовки, одной программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, одной программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Дополнительные профессиональные программы разработаны в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 года №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
Содержание дополнительных профессиональных программ определено образовательными программами, утвержденными ректором АНО ДПО ИРО, разработанными институтом с учетом потребностей лиц, организаций, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Программы профессиональной переподготовки разработаны АНО ДПО ИРО на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
Результаты обучения по программам профессиональной переподготовки соответствуют результатам освоения основных профессиональных образовательных программ.
Реализация программ профессиональной переподготовки в АНО ДПО ИРО направлена на получение слушателями компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
В структуре всех программ профессиональной переподготовки, реализуемых институтом, представлены характеристики новых квалификаций и связанных с ними видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации; характеристики компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программ.
Реализация программ повышения квалификации в институте направлена на совершенствование и (или) получение слушателями новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
В структуре каждой программы повышения квалификации АНО ДПО ИРО представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
В соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 года №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» все дополнительные профессиональные программы АНО ДПО ИРО в свою структуру включают цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), описание организационно-педагогических условий реализации программы, формы аттестации, оценочные материалы.
Программами предусматривается широкий спектр учебных занятий и учебных работ: лекции и интерактивные занятия, консультации, деловые игры, выполнение проектов и др.
При реализации дополнительных профессиональных программам эффективно используются дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Программы профессионального обучения (программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих; программа повышения квалификации рабочих, служащих) разработаны АНО ДПО ИРО в соответствии с требованиями ст. 12, ст. 73, ст. 74. Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
приказа Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 292 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения" (с изменениями и дополнениями).
Содержание и продолжительность профессионального обучения определены программами профессионального обучения, разработанными и утвержденными АНО ДПО ИРО на основе установленных квалификационных требований.
При реализации программ профессионального обучения используются дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Программы Института (17 программ повышения квалификации) прошли экспертизу качества в Комитете по образованию Санкт-Петербурга и включены в реестр программ повышения квалификации в рамках персонифицированной модели обучения «Деньги за учителем». Сотрудниками института постоянно совершенствуются разработанные дополнительные профессиональные образовательные программы и способы их реализации за счет:
- усиления практической направленности курсов;
- проведения мастер-классов по актуальным проблемам обновления региональной системы образования (к проведению мастер-классов привлекаются педагогические и управленческие кадры Санкт-Петербурга, Москвы, других регионов Российской Федерации);
- разработки новой формы повышения квалификации педагогов – командного обучения, при котором происходит обучение целого педагогического коллектива образовательной организации на основе учета образовательных потребностей и выявленных профессиональных затруднений как отдельных педагогов, так и целого педагогического коллектива школы, детского сада;
- использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, что позволяет сочетать очные формы обучения с заочными формами (осуществляется диалог с потребителями образовательных услуг с помощью электронного анкетирования слушателей, общения через электронную почту, опросов, вебинаров);
- педагогической поддержки модернизационных процессов в системе образования, которая осуществляется с помощью работы сайта Института (https://irospb.ru).
Аннотированный перечень программ находится в открытом доступе, размещен на сайте АНО ДПО ИРО (
https://irospb.ru).
Обновление форм и технологического комплекса модели повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, реализуемой институтом Для достижения уставных целей АНО ДПО ИРО в соответствии с действующим законодательством осуществляет следующие виды деятельности:
- образовательная деятельность по видам реализуемых образовательных программ в форме лекций, видеолекций, практических и семинарских занятий, лабораторных работ, выездных занятий, стажировок, коллоквиумов, конференций, симпозиумов, выставок, презентаций, тренингов, консультаций (в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения);
- проведение научно-исследовательской и научно-методической работы в целях повышения эффективности учебного процесса;
- разработка, адаптация, перевод и тиражирование учебной, методической, научно-популярной и другой просветительской продукции на бумажных, магнитных и других носителях информации.
В настоящее время преподаватели института активно применяют в процессе обучения инновационные педагогические технологии, ориентируясь на основные положения андрагогики.
Так, признание главным субъектом образовательного процесса взрослых обусловливает необходимость выяснения личностных, социальных, профессиональных особенностей обучающихся. Данное обстоятельство диктует необходимость проведения диагностики еще до начала обучения с целью определения образовательных потребностей обучающихся и формирования у них мотивации к обучению. На этом этапе используются тестовые технологии, собеседование и наблюдение.
На следующем этапе в процессе обучения применяется комплекс эффективных технологий (деловые игры, метод проектов, ИКТ и др.), позволяющих организовать совместную деятельность обучающихся и обучающего, направленную на достижение планируемого результаты с минимальными затратами.
В настоящее время происходит трансформация традиционной лекции как способа передачи готовых знаний обучающимся через монологическую форму общения. Преподаватели института проводят проблемные лекции, включающие систему вопросов для слушателей. При проведении лекций проблемного характера процесс познания обучаемых приближается к исследовательской деятельности.
Использование на интерактивных занятиях игровых технологий, тренингов позволяет обучающимся осваивать те способы деятельности, которые они могут применить для решения жизненно важных проблем.
На этапе оценивания результатов обучения эффективными являются проектная технология, анализ ситуации (кейс-метод). Оценивание процесса и результатов обучения также осуществляется на основе совместной деятельности обучающихся и обучающих.
Образовательный процесс организуется в АНО ДПО ИРО в том числе и с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий посредством удаленного доступа в Личный кабинет слушателя.
Личный кабинет слушателя содержит программу курса, видео- и аудио методические материалы, материалы для итоговой и промежуточной аттестации, инструкцию по работе в учебном кабинете, а также контактную информацию для связи со специалистами АНО ДПО ИРО для получения консультации по прохождению обучения или помощи по работе в Кабинете.
В 2022 году АНО ДПО ИРО реализует образовательные программы
для следующих категорий слушателей: - руководители и заместители руководителей образовательных организаций;
- педагогические работники образовательных организаций;
- учебно-вспомогательный персонал образовательных организаций.
Удельный вес
численности слушателей, обучившихся по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в общей численности слушателей, прошедших обучение в образовательной организации – 75,08%.
Удельный вес численности слушателей, обучившихся по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки, в общей численности слушателей, прошедших обучение в образовательной организации – 20,44%.
Удельный вес численности слушателей, обучившихся по программам профессионального обучения, в общей численности слушателей, прошедших обучение в образовательной организации – 4,48%
.